«Я никогда не отрицал нравственное воздействие искусства, безусловно заложенное в каждом подлинном произведении. Но что я действительно отрицаю и против чего готов биться до последней капли чернил, так это нарочитое морализаторство, которое для меня убивает все следы искусства в произведении, каким бы искусным оно не было», – цитируется Владимир Набоков в одном из оцифрованных авторефератов диссертаций, с которыми можно познакомиться на портале Президентской библиотеки.
22 апреля 1899 года исполняется 120 лет со дня рождения Владимира Владимировича Набокова (1899–1977) – одного из самых известных и неординарных русско-американских прозаиков в среде вынужденной эмиграции, знакомство с которым огромной читательской аудитории на Родине стало возможным только в 80-е годы прошлого века.
Литературовед М. Красина в автореферате диссертации на тему «Герой „незамеченного поколения“ в романах В. В. Набокова» обосновывает общность исследуемого ею нового литературного типа со сложившимся в литературе типажом: «Какие черты герой отечественной классики передаёт своему последователю? Это, в первую очередь, разлад с обществом, одиночество, критицизм (от Чацкого), социальная апатия и пессимизм, склонность к самоанализу (от Онегина), крайний индивидуализм, разочарованность и рефлексия (от Печорина), уход от действительности (от Обломова)».
Да и мог ли молодой Набоков, пересекая границу отечества, не испытывать «апатию и пессимизм»?» «Счастливый отпрыск счастливой аристократической семьи», детство которого прошло в самом центре Санкт-Петербурга и в солнечном Рождествено с переливавшейся под высоким берегом речкой Оредеж, вынужден был вместе с семьёй оказаться в Крыму и отплыть к другим берегам… Англия и Кембридж, где он изучает русскую филологию, предвоенная Германия, привычная жизнь в которой вытеснялась фашистским безумием, Франция, пропитанная страхом и, наконец, США, куда семья перебралась в 1940.
В первые годы жизни в Нью-Йорке снова настигает отчаяние: молодого писателя никто здесь не ждал, а врождённая гордость не позволяла ему униженно обивать пороги редакций. Оставалось одно – стать стопроцентно американским писателем; его приличный английский это позволял. «О трудностях перерождения Набоков писал в своих письмах как об агонии, – пишет Виктор Ерофеев в предисловии к первому из четырёх томов собрания сочинений, выпущенного на родине, в Советском Союзе. – Он испытывал почти физиологическую муку, расставаясь с гибким родным языком. Но это испытание Набоков выдержал с честью».
В диссертационном исследовании филолог Павел Суслов сосредоточивает взгляд на одной из важнейших составляющих поэтики Набокова: «Помимо того что в текстах Набокова цвет участвует в усилении выразительности, он зачастую оказывается одним из наиболее значимых проводников смысла. Цветовые образы являются неотъемлемой частью структуры произведений Набокова: если изъять из них цвет, тексты потеряют не только своё эстетическое своеобразие, но и утратят свойственную им смысловую глубину».
Американизированный автор набирает известность, однако его огорчает подчас то неразборчивость, то ханжество американского читателя. Его главные сочинения, такие как «Другие берега», обращают на себя внимание, но не в той мере, как скандал, разразившийся после выхода романа «Лолита», который вопреки разносам критики превращает Набокова в писателя с мировым именем. Впрочем, нашлись читатели, которые отнесли роман к одной из самых пронзительных историй о любви. И к тому же автор показывает в этом произведении особый тип американского мещанства, мир любительниц бесконечно перелистывать страницы иллюстрированных журналов.
На гонорары за «Лолиту» и написанный им киносценарий в 1961 году писатель смог оставить преподавание и жизнь в Америке и вернуться в Старый Свет. Выбрал Швейцарскую Женеву – Монтрё… В 1964 году вышел в его переводе на английский «Евгений Онегин» в четырёх томах, снабжённый обширными комментариями. Набоков также перевёл на английский «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Слово о полку Игореве», многие стихотворения русской классики.
Вот так и вышло, что, несмотря на многочисленные обвинения писателя в эгоцентризме, отсутствии «нравственного пафоса» и даже на его прямое заявление, что-де «сошёл с рельсов русской литературы», он вернулся к ней, обогащённый опытом долгой жизни.
«Герой „незамеченного поколения“ (младшей генерации писателей русского зарубежья, к которой принадлежал и Набоков) – фигура новая и уникальная, но у неё есть сходство с литературным предшественником, центральным образом русской классической литературы, – подчёркивает М. Красина в уже упоминавшимся автореферате диссертации „Герой «незамеченного поколения» в романах В. В. Набокова“, который можно открыть на портале Президентской библиотеки. – С героем именно этой литературы его сближает поиск не денег, не славы, не признания, а духовный поиск. В этом образе традиционные для русской литературы вопросы совести, сострадания, раскаяния, преступления и наказания переплетаются с экзистенциальными вопросами отношений человека с миром, с Богом, с собой».
И вряд ли следует до конца верить заверениям мастера вроде этого: «Всё, что у меня есть, – это мой стиль».
Сны Набокова
Дневник снов Владимира Набокова раскрывает эксперименты с «обратным течением времени»
В Дневнике 1964 года Владимир Набоков записал более 50 своих снов - от эротических до жестоких и сюрреалистических.
«Сильно эротический сон. Кровь на листе», - пишет романист 13 декабря 1964 года.«Конец сна: моя сестра О, странно молодая и томная ... Затем встаньте у окна, вздыхая, полувидя взгляд, размышляя о возможных последствиях инцеста».
В другой записи он записывает сон, в котором он танцует со своей женой Верой. «Ее открытое платье, странно пестрое и летнее. Мужчина целует ее мимоходом. Я сжимаю его за голову и ударяю его лицом с такой злобной силой о стену, что он чуть не зацепился за мясо на некоторых приспособлениях на стене (сверкающий металл, напоминающий о корабле). Отстраняется от лица, все окровавленное и спотыкается.
Автор, который всю свою жизнь боролся с бессонницей, начал дневник снов после прочтения британского философа Джона Данна «Эксперимент со временем» , в котором он выдвигает теорию о том, что сны иногда могут вдохновляться будущими событиями.
Одна из транскрипций сна Набокова. Фотография: из коллекции английской и американской литературы Берга, Нью-Йоркской публичной библиотеки, фондов Астора, Ленокса и Тилдена
По словам набоковского эксперта Геннадия Барабтарло, профессора литературы в Университете Миссури, который составил и отредактировал дневник, эксперимент Набокова «следовал педантичным правилам, которые он нашел в необыкновенном роме и некогда очень влиятельной книжке Джона Данна, эксцентричном Британский гениальный философ».
«Главная цель состояла в том, чтобы доказать, что в стране сновидений, в этой сумеречной зоне между материальным и духовным царствами, поток времени движется назад как бы от следствия к делу», - сказал Барабтарло. «Приведу грубый пример: в вечерней газете сообщается, что в Нью-Йорке мусульманин врезался в толпу в грузовике.
Вы смутно помните свой сон прошлой ночью и проверяете запись: действительно, вы видели себя на трехколесном велосипеде, который отчаянно пытался спуститься вниз, пытаясь избежать удара по девушке, которую вы знали в колледже. Согласно теории Данна, не ваше сновидение предвосхитило реальное событие, а наоборот - это было то ужасное событие, которое привело к тому, что вы спали прошлым вечером. Набоков был крайне заинтересован в этой теории и ее последствиях и намеревался подвергнуть ее испытанию в этом эксперименте 1964 года».
В течение 80 дней автор Лолиты записывал все, что мог вспомнить о своих снах, как только проснулся, накопив 118 учетных карточек, записывающих 64 сна. Текст воспроизводится в книге « Сны бессонницы» вместе с материалом, помещающим эксперимент в контекст его жизни и письменности.
Результаты были неубедительными, продолжил Барабтало, особенно потому, что «в некоторых случаях Набоков не замечал заметного сходства сюжета своей мечты с сюжетом его более ранней художественной литературы, русской или английской».
В одном примере Набоков заявляет о «неоспоримом успехе» в своем эксперименте, когда у него «абсолютно ясное чувство», что сон, снятый в музее, был вдохновлен фильмом, который он увидел по телевизору три дня спустя. Во сне Набоков слушает директора музея, рассеянно поедая образцы редких почв, которые он считал «каким-то пыльным безвкусным тестом».
«То, что он не регистрирует, - пишет Барабтало в« Сновидениях бессонницы», - это то, что его сон отчетливо и внимательно следил за двумя сценами в его рассказе 1939 года «Посещение музея»: сказочная встреча рассказчика с директором музея в его офисе, и странные экспонаты в местном музее, которые выглядели как сферические образцы почвы, главный предмет его мечты».
Рассеяние снов было опубликовано ранее, но Барабтало сказал, что он хотел выпустить полное издание с тех пор, как наткнулся на карточки в толстом переплете, содержащем некоторые черновики для романа Набокова 1969 года «Ада или Ардор». «Эксперимент 1964 года и линии его мыслей, по-видимому, породили ядро, из которого должен был развиваться крупнейший роман Набокова, Ада, поскольку его основополагающий раздел, часть четвертая, представляет собой трактат о« текстуре времени».
«Есть также связи между сновидениями и романом, которые немного более прямолинейны, продолжил он, добавив, что «большое количество сновидений Набокова, собранные в четвертой части моей книги, кажутся подстроенными его собственными версиями»
Самые любимые и избалованные звездные питомцы
Необычное «животное» она пыталась накормить и обогреть
Милявская прибыла на Родину ночным рейсом и выглядела измученной